Новости

Внимание!

С 15.02.2016 официальный сайт СРО кредитных кооперативов "Содействие" находится по адресу:
http://sro-sodeystvie.ru.

Ответ ФСФР о необходимости осуществления кредитными кооперативами обязательного контроля в при перечислении денежных средств по поручению пайщика

Полученные разъяснения ФСФР России подтверждают обязанность кредитных потребительских кооперативов осуществлять обязательный контроль при перечислении денежных средств по поручению пайщика.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
(ФСФР России)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
Ленинский проспект, 9,
Москва В-49, ГСП-1, 119991,
тел.: (495) 935-87-90, факс: (495) 935-87-91
22 Января 2013 № 13-ЮБ-13/1338
Директору НП «СРО КК «Содействие»
М.Р. Овчияну
ул. Октябрьской революции, д.9,
офис 301 г. Смоленск, 214000

О предоставлении информации

Уважаемый Марат Ригоевич!

Федеральная служба по финансовым рынкам, рассмотрев обращение НП «СРО КК «Содействие» от 28.11.2012 № 395 (вх. № 12-105377 от 12.12.2012) с учетом позиции Росфинмониторинга, изложенной в письме от 29.12.2012 № 01-01-26/4616 (вх. № 13-267 от 09.01.2013), а также получив дополнительную информацию из Росфинмониторинга, изложенную в письме от 13.12.2012 № 01-01-26/4334 (вх. № 12-106932 от 17.12.2012) по обращению от 22.10.2012 № 214 (вх. № 12-91390 от 24.10.2012), сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имучтеством, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней с даты совершения операции сведения по подлежащемуобязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ одной из операций, подлежащих обязательному контролю, являются в том числе, переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Соответственно, по мнению ФСФР России, с учетом позиции Росфинмониторинга, кредитнсму потребительскому кооперативу необходимо направлять сведения по указанным в обращении от 22.10.2012 № 214 (вх. № 12-91390 от 24.10.2012) операциям в уполномоченный орган.

По вопросу обязанности кредитного потребительского кооператива осуществлять обязательный контроль в соответствии со ст. 6 Закона № 115-ФЗ, сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 3 Закона № 115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Одновременно следует отметить, что законодательство в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не содержит каких-либо ограничений в зависимости от вида, характера и размера совершаемых операций, субъектного состава лиц, находящихся на обслуживании в организации, а также функций, непосредственно выполняемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом при совершении какой-либо операции.

В связи с этим, по мнению ФСФР России, с учетом позиции Росфинмониторинга, к лицам, находящимся на обслуживании (клиентами) организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, следует относить лиц, вступающих с организацией в обязательственные отношения, при дальнейшей реализации которых у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают обязанности, предусмотренные Законом № 115-ФЗ.

Учитывая изложенное, к лицам, находящимся на обслуживании (клиентам) в кредитном потребительском кооперативе в целях Закона № 115-ФЗ следует относить, в том числе и его членов (пайщиков) - физических или юридических лиц, принятых в кредитный потребительский кооператив в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В соответствии со статьей 3 Закона № 115-ФЗ идентификация -совокупность мероприятий по установлению определенных Законом № 115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
Одновременно необходимо учесть, что согласно требованиям статьи 3 Закона № 115-ФЗ выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.
Требования к составу и структуре сведений, получаемых при проведении идентификации, установлены статьей 7 Закона № 115-ФЗ. При этом в указанной статье определены случаи, при которых идентификация может не проводиться (пункты 1.1 и 1.2).

В соответствии с пунктом 13 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Положение), утвержденное приказом Федеральной службы по финансовому мониорингу от 17.02.2011 №59, организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно (далее - «разовые операции»), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Согласно пункту 2.10 Положения организации следует обновлять сведения о клиенте и выгодоприобретателе не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера либо при повторном обращении клиента, совершавшим «разовые операции», а также если у нее возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации программы идентификации, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

При этом, в соответствии с пунктом 2.17 Положения организации следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента или выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенно степени (уровне) риска и не реже одного раза в год в иных случаях.

Таким образом, при осуществлении идентификации пайщиков, а также в случаях формирования сообщений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих контролю, фиксирование сведений о лицах, участвующих в операции (сделке), кредитным потребительским кооперативом производится, исходя из установленных требований.

Вместе с тем, по мнению ФСФР России, с учетом позиции Росфинмониторинга, некредитная организация осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, должна обладать правом в соответствии с действующими нормативными правовыми актами наосуществление деятельности по переводам денежных средств по поручению клиентов (например, осуществление почтовых переводов денежных средств организациями федеральной почтовой связи). При этом, следует отделять осуществление перевода денежных средств по поручению клиента от обычных в хозяйственном обороте случаев перевода, по поручению пайщика, размещенных в кооперативе его личных сбережений на его же банковский счет.

При этом, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то эта организация обязана представить сведения о таких операциях в уполномоченный орган в порядке предусмотренном пунктом 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона № 115-ФЗ.

Приложение на 2 листах.

Ю.Э. Бондарева