Новости

Внимание!

С 15.02.2016 официальный сайт СРО кредитных кооперативов "Содействие" находится по адресу:
http://sro-sodeystvie.ru.

В каких пределах учитывать расходы в виде процентов по долговым обязательствам

Вопрос:

В каких пределах учитывать для целей налогообложения, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа?

В главе 25 НК РФ ст. 269 п.1 прописано, что предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. При получении кредитов и займов на сопоставимых условиях, возможно расходы по уплаченным процентам учитывать в полном объеме?

Ответ:

Начисляя в налоговом учете проценты по долговым обязательствам, заемщику следует иметь в виду, что эти затраты являются нормируемым расходом. А значит, они признаются для целей налогообложения в сумме, не превышающей установленный предельный размер.

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 Кодекса. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ. В статье 269 установлены ограничения по включению суммы процентов по долговым обязательствам в состав внереализационных расходов налогоплательщика. При этом величина процентов, начисленных сверх установленных норм, является расходом, не учитываемым в целях налогообложения. На это указывает пункт 8 статьи 270 НК РФ.

Таким образом, при расчете суммы начисленных заемщиком процентов, которую можно учесть при исчислении налоговой базы, надо руководствоваться статьей 269 Налогового кодекса. В пункте 1 этой статьи прописано, что проценты, начисленные по долговому обязательству, признаются расходом, если их сумма не превышает рассчитанного предельного размера. По рублевым займам (кредитам) он может рассчитываться двумя способами:
исходя из среднего уровня процентов, взимаемых по сопоставимым долговым обязательствам;
с учетом ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза.

Итак, если налогоплательщик использует средний уровень процентов по сопоставимым займам, то предельный размер расходов по долговым обязательствам, который можно учесть в целях налогообложения, рассчитывается следующим образом.

Сначала надо исчислить средний уровень процентов. Этот расчет производится по совокупности долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, в качестве периода используют не квартал, а месяц.

Другими словами, средний уровень процентов рассчитывается по следующей формуле:

Iср=(З1·I12·I2+...+Зn·In)/(З12+...+Зn) , где

З1, З2, Зn — суммы займа (кредита);

I1, I2, In — процентная ставка по условиям договора займа (кредита).

Какие же долговые обязательства являются сопоставимыми? Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий. Долговое обязательство должно быть выдано:

  • в той же валюте;
  • на те же сроки;
  • в сопоставимых объемах;
  • под аналогичные обеспечения.

Иных условий сопоставимости налоговое законодательство не содержит. Требования о том, что обязательство должно быть выдано на те же сроки в сопоставимых объемах и под аналогичные обеспечения, не являются достаточно четкими. Налоговый кодекс не содержит критериев соблюдения данных условий. Поэтому в учетной политике для целей налогообложения целесообразно установить конкретный порядок определения условий сопоставимости долговых обязательств.

Налоговые органы рекомендуют при этом исходить из принципа существенности и обычаев делового оборота. Под существенным изменением условия подразумевается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения показателя. В частности, такой критерий используется в статьях 40 и 280 Кодекса.

Например, в соответствии с утвержденной учетной политикой обязательства могут считаться сопоставимыми, если суммы кредита отличаются друг от друга не более чем на 20%. По срокам может быть установлено, что сопоставимыми являются обязательства, попадающие в одну из следующих групп: до одного месяца, от одного месяца до трех, до 6 месяцев, до года и т. д. Под аналогичным обеспечением может пониматься поручительство третьей стороны, залог недвижимости, залог товаров в обороте, залог ценных бумаг и т. д.

Кроме того, долговые обязательства могут считаться сопоставимыми, только если они получены от разных кредиторов. Но эти кредиторы должны быть или только юридическими, или только физическими лицами. Если же одни займы получены от физических лиц, а другие — от юридических, то такие долговые обязательства не являются сопоставимыми. При этом неважно, что другие критерии соблюдены.

После того как рассчитан средний процент (Iср), определяется размер предельного процента (Iпр). Величина этого процента используется, чтобы исчислить максимальную сумму затрат по договору займа (кредита), которую можно учесть в составе внереализационных расходов. Для этого рассчитанный средний процент по сопоставимым долговым обязательствам нужно умножить на коэффициент 1,2:

Iпр = Iср·1,2

Объясним, почему нужно сделать именно так. Дело в том, что проценты принимаются в расходы для целей налогообложения только при условии, если их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. При этом существенным считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов.

Затем полученную величину предельного процента нужно сравнить с фактическими процентными ставками, указанными в договорах. Если фактическая процентная ставка не превышает предельный размер процента, то в налоговом учете отражается вся сумма затрат по договору займа или кредита. А если по какому-то долговому обязательству процент превысил предельный уровень? Тогда в расходы для целей налогообложения включается только сумма фактических затрат по договору в пределах рассчитанного предельного уровня процента.

Можем ли мы считать сопоставимыми долговые обязательства по кредитным договорам одного кредитора или кредиторов должно быть несколько, что считается отчетным периодом таковых обязательств (квартал или год)?

Некоторыми специалистами, комментирующими положения ст.269 НК РФ, высказывалось мнение о том, что обязательства разного вида (например, банковский кредит и заем) не могут считаться выданными на сопоставимых условиях. По моему мнению, такая точка зрения представляется не основанной на законе. Пунктом 1 ст.269 НК РФ установлены четыре критерия сопоставимости долговых обязательств. Иные критерии не определены, и налогоплательщик имеет право не принимать их в расчет.

При этом следует учитывать положение п.3 ст.43 НК РФ, которым установлено, что процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

Предельные проценты рассчитываются в периоде (квартале или месяце) получения заемных средств. Расчет производится по каждому долговому обязательству. Исключением является лишь случай, когда в одном периоде получены два (и более) долговых обязательства и при этом они являются сопоставимыми. В этой ситуации по таким обязательствам рассчитывается одна предельная ставка. В то же время по полученному в последующем периоде займу предельную ставку придется рассчитывать заново, даже если такое обязательство является сопоставимым с полученными ранее. Поэтому на практике иногда бывает, что налогоплательщик применяет столько же предельных ставок, сколько кредитов (займов) им получено.

По долговым обязательствам, заключенным на срок более одного отчетного периода, перерасчет среднего процента в кварталах (месяцах), следующих за кварталом (месяцем) получения налогоплательщиком долгового обязательства, не делается. Исключение составляют случаи, когда изменяются сопоставимые условия по заключенным договорам займа или кредита. Например, может быть заключено дополнительное соглашение об изменении процентной ставки или суммы основного долга. Такие изменения приравниваются к выдаче нового долгового обязательства. Поэтому в этих ситуациях делают перерасчет среднего процента. Такой перерасчет осуществляется в периоде изменения сопоставимых условий.

Предприятие в одном отчетном периоде (год) в одном банке открыло три кредитных линии под одни и те же проценты, в той же валюте, на те же сроки, аналогичные по качеству обеспечения. Можно ли считать такие долговые обязательства сопоставимыми, если да, то какие нужны доказательства для подкрепления этих условий?
Возможны ли другие варианты решения отнесения расходов по уплаченным процентам в полном объеме?



По мнению налоговиков, выраженному в Методических рекомендациях, долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов — физических или юридических лиц — считаются несопоставимыми. Следует отметить, что данное утверждение МНС России, по моему мнению, не основано на законе. В ст.269 НК РФ не содержится ни одного упоминания о каких-либо различиях с точки зрения признания процентов по долговым обязательствам для целей налогообложения между долговыми обязательствами перед физическими и юридическими лицами.

В Методических рекомендациях содержится следующая фраза: для определения долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, используются средства, полученные налогоплательщиком от разных кредиторов. Трудно понять, что именно авторы Методических рекомендаций имели в виду в данном случае.

Если понимать данное утверждение таким образом, что два обязательства перед одним и тем же кредитором ни при каких условиях не могут считаться выданными на сопоставимых условиях, то такая трактовка норм ст.269 НК РФ представляется необоснованной: как выше упоминалось, в данной статье настоящего Кодекса установлены четыре критерия сопоставимости, и ни из одного из них подобный вывод не следует.

Таким образом, из Методических рекомендаций можно взять только выгодные, с точки зрения налогообложения, разъяснения и в остальных случаях исходить из разумности и целесообразности, но при этом нужно учитывать положения ст.ст. 272, 286, 327 НК РФ. Конечно, любая позиция противоречащая позиции налоговых органов (подразумевается: Методическим рекомендациям) может вызвать негативные последствия, но, учитывая отсутствие нормативных документов, регулирующих данный вопрос, все неустранимые сомнения опять же толкуются в пользу налогоплательщика.

Контакты

Полное наименование:
Некоммерческое партнерство «Объединение кредитных кооперативов «Содействие»
Сокращенное наименование:
НП «ОКК «Содействие»

Наш адрес:
214000 г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, дом 9, офис 301

Телефоны:
(4812) 68-35-38 
(4812) 38-52-92

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа:
директор СРО «Содействие»
Овчиян Марат Ригоевич

НП «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» не является членом некоммерческих организаций. 

Сейчас в СРО

223 кредитных кооперативов

Присоединяйтесь