Новости

Внимание!

С 15.02.2016 официальный сайт СРО кредитных кооперативов "Содействие" находится по адресу:
http://sro-sodeystvie.ru.

Формирование резервов по сомнительным долгам в кредитном кооперативе

Вопрос:

В бухгалтерском учете, начиная с 2011 г. изменен принцип формирования резервов по сомнительным долгам. При наличии сомнительных долгов в бухучете организация обязана создать одноименный резерв (п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности).

И не имеет значения, создавался аналогичный резерв в налоговом учете или нет (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-03-06/1/295). Резерв по сомнительным долгам в бухучете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в бухучете в составе расходов или доходов. Об этом сказано в п. 4 ПБУ 21/2008. Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете законодательно не урегулирован. Поэтому организация должна разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухучета. Степень вероятности, с которой задолженность может быть не погашена в целях признания задолженности сомнительной, может быть определена методом экспертных оценок.

В соответствие с п. 70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности» резерв по сомнительным долгам формируется следующим образом: определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги); отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Наш кредитный кооператив должен внедрить систему финансовых нормативов финансовой устойчивости согласно ФЗ «О кредитной кооперации» и Приказа Минфина РФ от 22.07.2010 N 78н "Об утверждении Порядка размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов». Однако в этих документах о резерве по сомнительным долгам ничего не говорится.

Для кредитных кооперативов возможно может быть предусмотрена своя специализированная система защиты финансовых интересов пайщиков посредством внедрения системы обязательных финансовых нормативов, в которую также должны быть включены показатели и по резервированию. Данная система финансовых нормативов всесторонне охватывает деятельность КПК.

На основании вышеизложенного возникает следующий вопрос:

- Обязан ли КПК «Сберкасса 24» создавать резерв по сомнительным долгам при соблюдении норм законодательства, касающихся системы нормативов для кредитных потребительских кооперативов?

Ответ:

Начну с ответа на вопрос - нет не должен (если конечно сам того не хочет). Резерв, предусмотренный законом № 190-ФЗ и резерв по сомнительным долгам по НК это совершенно разные вещи. Резерв по сомнительным долгам формируется в целях уменьшения налога на прибыль и только организациями, применяющими метод начисления. Логика его в том, что Вы можете относить отчисления в резерв на уменьшение налогооблагаемой прибыли. В конечном счете, суммы списываемых за счет резерва безнадежных долгов также уменьшают прибыль. Если вдруг такие долги впоследствии возместятся, Вы отнесете их на увеличение налогооблагаемых доходов и заплатите с них налог на прибыль. Такова логическая схема и понятно, что коль скоро речь идет о возможности уменьшения прибыли, она обложена многими непонятными и не до конца прописанными условиями, что дает возможность последующего обоснования претензий налоговыми органами.

Кооператив некоммерческая организация. В большинстве своем кооперативы не применяют метод начисления и, соответственно, не вправе формировать резерв сомнительных долгов (а если и применяют метод начисления то потери от текущего налогообложения начисленных, но не полученных доходов существенно превышают гипотетическую экономию от возможности отнесения отчислений в резерв на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу). Резерв, установленный Законом № 190-ФЗ формируется из собственных средств кооператива (ресурсов сметного финансирования, сформированных из членских взносов, очищенных от налога внереализационных доходов и - законом это не запрещено - средств паевого фонда, которые также являются собственными средствами кооператива). Как видите, по источникам формирования этот резерв никак (или в незначительной степени) не влияет на налоговую нагрузку, следовательно и какого либо пристрастия со стороны налоговых органов он не вызывает. Порядок его формирования Вы можете отразить в положении о фондах, а учет движения средств - в смете доходов и расходов. Что касается приказа Минфина, то он касается порядка размещения, а не учета средств резервного фонда и также не имеет отношения к бухучету.

Надеюсь, я ответил, если остались неясности, пишите.

Контакты

Полное наименование:
Некоммерческое партнерство «Объединение кредитных кооперативов «Содействие»
Сокращенное наименование:
НП «ОКК «Содействие»

Наш адрес:
214000 г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, дом 9, офис 301

Телефоны:
(4812) 68-35-38 
(4812) 38-52-92

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа:
директор СРО «Содействие»
Овчиян Марат Ригоевич

НП «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» не является членом некоммерческих организаций. 

Сейчас в СРО

223 кредитных кооперативов

Присоединяйтесь